Тетрадь ребенка с дисграфией отличается большим количеством исправлений и однотипных ошибок, которые повторяются из раза в раз.
При дисграфии дети могут допускать следующие ошибки в письменной речи:
- Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и-ш, ц-щ, п-т, л-м)
- Пропуски, недописание элементов букв (и-у)
- Зеркальное изображение букв (е, з, с, к и др.)
- Пропуск точек, определение конца предложения
- Пропуск значимых членов предложения (пропуск слов)
- Рассогласованность в роде, числе, падеже
- Замена форм единственного числа существительными во множественном числе
- Замена окончаний, приставок, суффиксов (словообразование)
- Слияние предлога со словом
- Слияние нескольких слов в одно
- Пропуск слогов («моток» вместо «молоток»)
- Добавление лишних слогов («молототок»)
- Перестановка слогов («мотолок»)
- Пропуски гласных букв («трктор» вместо «трактор»)
- Вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)
- Перестановка букв («турба» вместо «труба»)
- Замена букв (Р-Л, С-Ш, Ж-З и т.д.)
- Смешение звонких и глухих согласных (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш и т.д.)
- Смешение свистящих и шипящих (С-Ш, З-Ж и т.д.)
- Неправильное обозначение мягкости согласных на письме («писмо», «лубит», «больит» и т.д.)
К сожалению, педагоги начальной школы не изучают дефектологические предметы в рамках обучения в ВУЗе, так как коррекционная работа — это отдельное направление и профессия. Обычные учителя начальной школы часто не знают, что делать в случае с дисграфией и как помочь ребенку научиться.
До 1877 года вообще не существовало выделенных направлений по нарушениям письма и речи. Если ребенок не мог читать или писать, то это автоматически считалось признаком умственной отсталости и не обучаемости. В 1877 году Адольф Кусман предположил, что при сохранном и нормальном интеллекте у ребенка могут возникать проблемы с письмом и чтением по другим причинам. Несмотря на более чем столетний прогресс, сегодня лишь немногие специалисты являются узкими экспертами в области нарушений письма и чтения.
Многочисленные дети с дисграфией всё ещё остаются без должной поддержки, поскольку учителей начальных классов не обучают коррекционной работе в педагогических вузах. Коррекционная работа изучается на отдельных кафедрах, и работать с детьми с дисграфией могут лишь некоторые логопеды-дефектологи.
В то же время, ставки логопедов в школах практически упразднены. В большинстве учреждений есть всего 0.25 ставки учителя-логопеда, что означает, что педагог работает всего один день в неделю! Это не позволяет ему эффективно помогать детям, особенно в школах с 500-800 учащимися. В лучшем случае, он может заполнить диагностические карты и направить родителей в центры ПМПС, поликлиники или к частным специалистам. Но дальнейшая кропотливая ежедневная работа не всегда приносит нужный результат.
Мы создали программу «Коррекция Дисграфии», где я, Рената Кирилина, дипломированный педагог, дефектолог-логопед, а также практик с большим и ценным опытом работы в Школе здоровья и индивидуального развития, помогу родителям скорректировать дисграфию у детей, обеспечивая долгосрочный результат.